Ставки и кабуки
Центральная механика нашей игры
как мы формируем персонажей
Три пути
Каждого определяют три пути
Персонажа определяют три сущности, которые формируют судьбу — три Пути.

Игра строится вокруг свободной игры (FreePlay), но ее кульминации происходят на сцене театра Кабуки.
Ключевая механика — каждый персонаж определяется через эти пути в разных состояниях. Каждый путь это определяющая его принцип и “ставка” — ценность, с которой можно совершать геймплейные действия.
  • Путь Долга «я человек слова»: клятва выполняется несмотря ни на что, ставка — честь
  • Путь Страха «я владелец ценности и боюсь её потерять»: статус, имущество, мечта,  ставка — сокровище
  • Путь Голода «я забочусь о близких»: семья, соратники, зависимые, ставка — голодные рты

Каждый путь может находиться в одном из 4-х состояний:
  1. Есть и дорожишь = это то, что определяет персонажа (я —субъект)
  2. Нет и жаждешь = это мотивация к изменению (стремлюсь обрести)
  3. Твоё, но принадлежит не тебе = не ты распоряжаешься этим, а другой игрок (я объект)
  4. Мне принадлежит чужое = ты можешь распоряжаться путем другого персонажа (распоряжаться чужой судьбой)

Получается такая система состояний персонажа:
Долг (честь)
  • Меня определяет честь (есть и дорожу) — я принёс клятву и её выполняю
  • У меня нет чести, я её жажду — меня не считают человеком слова, но я стремлюсь им стать
  • Моя честь принадлежит другому — мои клятвы за меня определяет другой игрок
  • Мне принадлежит честь другого игрока — я могу давать клятвы за другого игрока, которые он обязан выполнять; я могу поставить на кон его честь

Голод (голодные рты)
  • Меня определяет забота о близких (есть и дорожу) — у меня есть близкие (это могут быть как игроки так и не представленные на игре персонажи), это голодные рты, о которых я забочусь
  • У меня нет голодных ртов, я их жажду — я хочу, чтобы у меня было, о ком заботиться
  • Мои голодные рты принадлежат другому — небезразличные мне люди на попечении другого
  • Мне принадлежать чужие голодные рты — от меня зависят близкие другому игроку люди и я их кормлю; я могу поставить на кон этих людей (продать, отказаться кормить и т.д.)

Страх (сокровище)
  • Я владею сокровищем и меня определяет страх потерять его — я владею чем-то ценным (собственностью, тайной, знанием, положением в обществе) и боюсь его потерять
  • Я его жажду обрести сокровище — я хочу чем-то обладать
  • Мой сокровище принадлежит другому — моим сокровищем распоряжается другой игрок
  • Мне принадлежит чужое сокровище — я держу в страхе другого игрока, обладая его сокровищем

Например:
У нас есть персонаж, у него во время сыгровки наигрался такой персонаж:
Есть и дорожу: Голодные рты
Нет и жажду: Сокровище
Принадлежит другому: Честь
Мне принадлежит чужое: Сокровище

Понятно, что таким набором ценностей могут определяться очень разные персонажи. Например: Тетушка Ёсими, определяет себя в первую очередь через заботу о жителях деревни. Она живет ради того, чтобы голодные рты деревни были сыты и защищены от невзгод. Тетушка — “Хозяйка тропы”, она не только вдова старосты, но и посредник в контрабандной торговле. А занимается она этим потому, что она жаждет сокровище: вазу творения, чтобы снять проклятие с деревни. А еще, тетушка дала клятву Ёрико — ее давно мертвой племяннице, в том, что она положит все силы на защиту и воспитание Ямито достойным человеком. И дух Ёрико до сих пор распоряжается тем, какие обязательства и клятвы может себе позволить тетушка. При этом тетушка важный член сообщества, и от ее благосклонности зависит успех нескольких банд контрабандистов. Это потому, что за доступ к тропе каждый из отдал тайну, знание которой позволяет тетушке распоряжаться их успехом.
Ставки
Каждый обмен приводит к изменению
В ходе игры будут моменты, когда игроки будут делать ставки или меняться ценностями. Это может происходить в свободной игре, и является основным средством влияния на исход конфликта на сцене Кабуки.
Когда игрок делает ставку, он ставит на кон один из путей, которыми может распоряжаться.
  • Ставить можно или “то, что тебя определяет” или принадлежащую тебе чужую ставку.
  • Путем в состоянии “у меня этого нет” или “принадлежит другому” игрок распоряжаться не может.
  • Самое главное: Сделанная ставка означает, что судьба персонажа кардинально меняется; В этот момент, чтобы помочь игроку понять, что это значит для его сюжета вступают духовные наставники, ками и прочие силы.

Ставкой в состоянии “я распоряжаюсь чужим путем” могут быть ставки не только других игроков, но и NPC. Каждая из таких ставок для ее владельца — конкретная история и мотив действовать. (Например — “от меня зависит мои старый отец и мать. Это мои голодные рты”. Игроков, которые играют за этих персонажей нет, но истории у этих персонажей есть).
Детали этой механики мы опишем позже. Вводим мы ее для того, чтобы у игроков было чем меняться.

Если в результате игры вы пришли в состояние, когда у вас нечем сделать ставку (значит нет того, что вас определяет и нет чужого пути которым вы распоряжаетесь) — это значит, что у вас нет сил. Вы “при смерти”.
В таком состоянии нельзя совершать самостоятельных геймплейных действий. Можно просить других игроков стать вашим опекуном (т.е. проситься в “голодные рты”). Можно пытаться получить ставку от других игроков в общении. Любое, даже самое слабое, насилие переводит такого персонажа через врата смерти.
Кабуки
Место где небо смотрит на землю
Из многих искусств именно кабуки сильнее всего изменился в период реставрации и превратился из японской формы вертепа в “традиционное” искусства. Здесь надо сказать, что мы не реконструируем исторически достоверную Японию. У нас есть некоторое условное время перед реформацией. Исторически расцвет кабуки будет позже. Но — у нас тут авторское фэнтези по мотивам.

Важно, что в кабуки нет слов, а есть жесты и символы и это важно для нас. У кабуки есть свой язык – несколько простых жестов, которые мы вам дадим для основного высказывания, и пространство для импровизации.

Кабуки — это место где небо смотрит на землю.
Реализующийся на сцене конфликт меняет судьбы не только трех его непосредственных участников, но и всех действующих лиц, и даже некоторых зрителей. Коротко говоря — то что случается на сцене может стать законом мира. Это происходит тогда, когда в Кабуки вмешиваются потусторонние силы и тогда действо становится больше чем просто событием. Оно становится символом и результат конфликта меняет фундаментальные законы мира живых и мира мертвых (всей игры).

Если по простому — Кабуки это театр, в котором судьбы трех игроков сходятся в конфликте, и то КАК они действуют в этом конфликте и то ЧЕМ закончится их столкновение определяет их судьбы, судьбы тех, кто решится им помогать и сами законы мира.

Геймплейно это выглядит таким образом:
Раз в какое-то время на сцене встречаются трое участников конфликта. Говорит на сцене только распорядитель. Он и объясняет зрителям в чем конфликт, и какие у него возможны исходы. Естственно, это значит, что участники предварительно с ним играли, для того чтобы это определить.
После этого каждый из участников делает ставку — честью, сокровищем или голодными ртами. Это определяет не только неизбежное изменение его судьбы, но и его поле — ракурс из которого он участвует в конфликте. Любой из зрителей может поддерживать кого-то из актеров. Для этого он ставит ставку того же поля, на котором играет тот, кого он поддерживает. В результате становится понятным чем разрешились конфликты.
Актеры на сцене сопровождают все это жестами и движением, для того чтобы зрители поняли, что происходит, кого им поддерживать и что именно для судьбы героя и мира значит получившийся исход.

Зачем игрокам разрешать свой конфликт на сцене кабуки?
Особенно, с учетом того, что это с точки зрения персонажа очень дорогое действие — придется потратить ставку, а это заставит персонажа меняться. Ответим несколько раз:
  1. С точки зрения богов, кабуки это надежный способ закончить конфликт и не тащить его с собой в следующие рождения. Да, для смертных это может оказаться дорого. Да, на сцене можно и умереть. Но ведь со смертью ничего не кончается.
  2. С точки зрения игрока, сцена кабуки это возможность получить внимание всего полигона, и сделать конфликт, в котором ты участвуешь важным для большого количества персонажей. Другими словами — возможность залезть в самый центр внимания и конфликтов.
  3. Но есть и самый большой приз — если ваша игра на сцене достучится до сердец духов (это не мастера, а игроки онлайн игры, которые вместе с игроками на полигоне будут смотреть каждое из выступлений) они смогут вмешаться и сделать судьбу кого-то из актеров судьбы законом для всего мира.
  4. Ну и, наконец, будем честны — минимум три раза за игру игроки столкнуться с конфликтами которые могут быть разрешены только на сцене кабуки.

Вам наверное, мягко говоря, не все понятно. Поэтому ниже подробней.

Ритуал Кабуки
  1. Кабуки в большинстве случаев заявляют игроки, если они нашли достаточно мощный конфликт, и нашли 3 стороны в этом конфликте. (Не пугайтесь — найти будет не сложно, ведь мы наиграем эти конфликты на сыгровках перед игрой).
  2. Эти “зачинщики” в самом ритуале исполняют главные роли — Актеров Судьбы. Они приносят свои ставки и письменное описание конфликта Распорядителю Кабуки. Ставки сделанные актерами определяют Путь на котором они хотят провести “бой” (Например: если вы сражаетесь на Пути Долга, то ставите свою или чужую честь и т.д.).
  3. Каждый из конфликтов имеет структуру “Мне необходимо получить от тебя нечто. Но если ты мне это дашь, ты понесешь непоправимый урон”.
  4. Все остальные участвуют в кабуки как зрители в тени: сидят вокруг сцены и отбивают ритм для актеров. Пока не примут решение, что хотят повлиять на исход конфликта, стать действующими лицами. Для этого надо сделать такую же ставку, как и тот актер, которого поддерживает зритель.
  5. После того как все ставки сделаны распорядитель определяет победителей и актеры танцуют исход конфликта.
  6. Каждый из конфликтов на сцене разрешается в пользу одного из участников, в зависимости от того, на чьей стороне больше ставок.
  7. При ничьей никто из участников не получает желаемого.

Правила для ставок на сцене кабуки:
  • Один игрок — одна ставка
  • Если вы сделали ставку — вы точно потеряете над ней контроль. В зависимости от исхода конфликта она или перейдет к другому, или перейдет в состояние этого у вас нет
  • Если игрок делает ставку тем, что его определяет, это приводит к драматическим изменениям судьбы его персонажа
Подробнее о структуре конфликта на сцене
На сцене кабуки всегда три участника. Между ними существует треугольник конфликтов:
Каждый хочет что-то от двух других, но выполнить просьбу противника слишком разрушительно для себя для каждого из них.

Например:
  • Самурай хочет от Таможенника печать на мандате, но Таможенник не может её дать, не поставив под угрозу свою должность и семью (таможенник знает, что самурай замешан в интриге)
  • Таможенник хочет от Крестьянина информацию о контрабанде, но Крестьянин не может сообщить её, не подвергнув смертельному риску свою семью (контрабандисты - родственники крестьянина)
  • Крестьянин хочет от Самурая защиты от сборщиков налогов, но Самурай не может защитить его, не нарушив клятву верности господину (господин самурая приказал взыскать все долги)
  • Самурай хочет от Крестьянина укрытия для своей жены, которую обвинили в колдовстве, но Крестьянин не может ее спрятать, не рискуя жизнью всей деревни (крестьяне бояться гнева обвинителей, которые могут убить их за укрывательство)
  • Таможенник хочет от Самурая помощи в поимке контрабандистов, но Самурай не может помочь, не предав своего господина (господин самурая замешан в контрабанде)
  • Крестьянин хочет от Таможенника пропустить лекарство без пошлины для умирающей дочери, но Таможенник не может это сделать, не нарушив присягу и не рискуя позором для своего рода (за таможенником следят).

Роль мёртвых
За каждым живым персонажем может стоять мёртвый, который подталкивает его (дух предка или врага, учителя):
  • У мёртвых свои цели и мотивации
  • Разрешение конфликтов с участием мира мертвых на сцене Кабуки меняет законы мира
  • Ставки, которые уходят "в мир мёртвых", становятся ресурсом для онлайн-игры

После Кабуки.
Нарративные помощники (монахи, гадалки)
После того как представление кабуки завершилось, и стал понятен исход конфликта в терминах геймплея, действующим лицам (тем кто потратил ставки) надо понять что же с ними произошло. Это делается сразу после кабуки, в чайной рядом с ней. Делается это в виде диалога с мудрецам: Монахом, кануси, гадалкой, оммёдзи, ками
Эти персонажи помогают игрокам понять, как изменилась их судьба после совершения ставки. Выходя из чайной игроки понимают как изменилась их судьба и во что им играть дальше.

Давайте, разберем на примере:
Даймё делает ставку честью его самурая. Значит, что честь самурая находится в состоянии “Принадлежит другому (даймё)”.
Когда даймё, делает ставку и ставит честь самурая на кон, происходит следующее:

Или самурай переходит из состояния "Моя честь принадлежит другому" в состояние "У меня нет чести, и я её жажду".
В игре дайме и самурай наигрывают — как так получилось, что ставка самурая пришла в состояние, что у самурая больше нет чести. Чтобы им было проще это сделать, перед ставкой они советуются с монахом или кануси или с другим мудрецом.
Например:
Или даймё публично отрекается от самурая, увольняет его со службы
Или самурай нарушает клятву верности или не выполняет приказ
Или самурай совершает поступок, который делает его недостойным служения
Теперь самурай становится ронином без господина, его клятвы больше не имеют веса, и он должен искать новый путь обретения чести

Или самурай переходит из состояния "Моя честь принадлежит дайме" в состояние "Моя честь принадлежит новому хозяину".
В игре дайме и самурай наигрывают, как произошла передача самурая от одного хозяина к другому. Для этого они так же могут обратиться к монаху или кануси за толкованием.
Например:
— Даймё проиграл самурая в азартной игре другому вельможе
— Даймё передал самурая в качестве залога или выкупа
— Даймё подарил самурая другому господину как знак уважения или для укрепления союза
— Даймё умер, и самурай перешел на службу к его наследнику или сюзерену
— Клан даймё был захвачен другим кланом, и самурай принес новую клятву победителю
Самурай сохраняет состояние "моя честь принадлежит другому", но меняется владелец этой чести.
Геймплейно это означает, что самурай по-прежнему не может самостоятельно давать клятвы и выбирать, кому служить - его обязательства по-прежнему определяются другим игроком.
Такое изменение не меняет сущностного состояния самурая (он всё так же не распоряжается своей честью), но кардинально меняет все его социальные связи и обязательства, что создаёт новые драматические возможности для игры.

FAQ
Если у вас есть вопросы — задайте их в чате и мы добавим сюда ответы
Ставки
Могут ли у персонажа быть сразу два "пути", находящихся в состоянии "есть и дорожу"?
На начало игры у каждого будет один. Но да, наиграть можно больше одного. Но не может быть больше двух ставок одного вида. Т.е. нельзя накопить две чести в состоянии “есть и определяет меня”.

Можно ли в ходе игры менять состояния путей не через кабуки — просто через взаимодействие?
Да, игроки могут меняться ставками. Это значит, что можно предать то что тебя определяет или принадлежащую тебе чужую ставку другому игроку. Она у него появится в состоянии “мне принадлежит чужое”. Так же можно вернуть человеку его ставку, если вы ей владели.

Если я распоряжаюсь чужой ценностью (например, чужим сокровищем), обязан ли я это отыгрывать как инструмент влияния?Или я могу держать это "втайне", играя манипулятора?
Да как хотите. Это ваш выбор.

Есть ли ограничения на одновременное владение своими и чужими путями одного типа? Например, могу ли я одновременно: дорожить своим страхом (сокровищем) и иметь в распоряжении чужое сокровище?
Да

Есть ли способы вернуть себе утраченную ставку?
Да, их два:
  1. Если она в статусе “принадлежит другому”, то договориться с ее владельцем
  2. Если она в статусе “нет и жажду”, то для этого надо будет играть с игроками мира мертвых (онлайн, эти правила мы выложим позже)

Куда девается ставка, когда приходит в состояние “у меня этого нет”?
Уходит в мир мертвых. С ней будут играть игроки онлайн.

Кабуки
Как духи (игроки онлайн) узнают, что происходит на сцене
Мы постараемся поставить камеры так, чтобы им было хорошо видно. И выведем в зал динамики, чтобы смертные (иногда) слышали их голос.

Сколько длится одна сцена Кабуки? Есть ли лимит времени? Если сцена тянется, как распорядитель принимает решение об окончании?
Вообще мы будем стремиться чтобы каждое выступление занимало не больше чем полчаса. Но в целом, это задача распорядителя. Поэтому распорядителями будут только те, кто действительно сможет сыграть такого “режиссера”.

Можно ли поставить на кон путь NPC, если ты получил его от мастеров, но сам не создал сюжет за этим?
Да, для того мы вам их и даем. Но это не освобождает вас от сюжетных последствий и обсуждения с мудрецами.

Могут ли зрители заранее "договариваться" о поддержке на сцене, или это должно быть импульсивно, из зала?
Это не запрещено правилами. Но наша игра про то, что каждый из вас делает ставку глядя на сцену. Т.е. договариваться хорошо и правильно. И так же хорошо и правильно нарушать эти договоренности, потому что актеры достучались до вашего сердца.

После сцены
Может ли мудрец (монах/кануси/ками) предложить игроку новое состояние пути Например, перевести "у тебя этого нет" в "теперь ты им дорожишь", на основе результата сделанных ставок.
Нет. Мудрецы не делают геймплейного хода в рамках беседы. Они помогают вам понять, что же он значит в сюжетном смысле

Можно ли отказаться от предложения судьбы, озвученного ками со сцены кабуки? Или оно обязательно должно быть принято как результат конфликта?
Если вы понимаете, что ками имел ввиду вас (он озвучит признак), то отклоняться от такой судьбы будет против духа нашей игры. Т.е. если вы понимаете, что закон вас касается, вы его выполняете. Будем ли мы как-то проверять что вы не хлыздите? Нет.

Может ли быть сцена Кабуки, где никто не побеждает, но ставки переходят в руки третьих лиц/духов? Что если все трое проиграли, и никто не получает желаемого?
Это значит что ставки переходят в состояние “у меня этого нет” и уходят в мир мертвых

Подготовка
Можно ли приносить заранее прописанные конфликты? Или только те, что выросли из сыгровок? А те которые сами наигрались?
Да, конечно, если вы в конфликте — вы в конфликте.

Есть ли лимит на число сцен, в которых игрок может участвовать как актёр судьбы?
В правилах нет. Но надо чтобы у вас нашлось достаточно ставок, и достаточно участников конфликтов которые хотят вместе с вами выйти на сцену.
Если вам что-то не понятно, или просто хочется пообщаться, идите в чат.

Чат | VK
Made on
Tilda